КНИГА И ПРОГРЕСС МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В 20-ОМ ВЕКЕ

FavoriteLoadingДобавить в избранное

С началом двадцатого века непрерывный процесс развития книгоиздательства и книгораспространения, несмотря на кризисы, вызванные революционными потрясениями и войнами, вступает в эру, когда социальное и экономические могущество капитализма становится всеобъемлющим и непреодолимым. Если за сто лет господства буржуазных отношений были созданы "производительные силы во много раз большие, чем за всю историю человечества", то за последние сто пятьдесят лет господства капитализма были достигнуты ещё более впечатляющие результаты прогресса.
Начало двадцатого века отмечено крайней неравномерностью экономического, социального, культурного состояния народов и государств. В конце двадцатого столетия слабо развитые страны по существу исчезли с карты планеты.
Это влекло за собой не просто распространение грамотности, а достижение всеми нациями, каждым гражданином в отдельности достаточно высокого уровня образованности. За этим следует создание общедоступной печати, книгоиздания. Особенно поражают в этом отношении страны, не отказавшихся от иероглифических систем письма (Китай, Япония, страны Дальнего востока), а также общества, ещё вчера считавшиеся бесписьменными, бескнижными, а ныне обретшими национальную книжную культуру).
В результате второй мировой войны образовалась мировая социалистическая система. Реальность исторического соревнования показала, что в области печати, книгоиздания, частная собственность в основе производства более эффективна, чем собственность социалистическая.
Распад колониальных империй, религиозных и династических образований, социалистических конгломератов завершил процесс утверждения единомерности в строении и путях прогресса для всех наций мира.
Прогресс науки, техники, промышленности, культуры, быта привёл к созданию эффективных средств общения и связи между народами. Открылись новые возможности для развития книги как инструмента коммуникации. Однако общий прогресс способствовал быстрому расцвету и других средств информации.
Современные масс-медиа пользуются предпочтением новых потребителей и стоят вне конкуренции. Образование Организации Объединённых наций (тысяча девятьсот сорок пятый год) как результат осознания человечеством опасности противостояния народов и возникновение целой сети международных, общечеловеческих связей, контактов привело к всеобщему пониманию единства книги и всего, что связано с изданием, изготовлением, распространением, потреблением книги, выступающей как рупор исторических событий, идей, требований, как фактор мира и прогресса.
По данным ЮНЕСКО, во всём мире ежегодно издаётся более пятьсот пятьдесят тысяч названий книг. Объём книгоиздания по тиражам вырос на двадцать пять - тридцать процентов, усложнилось и содержание ассортимента.
В начале тысяча девятьсот девяностых годов в мире печаталось более восми миллиардов экземпляров книг. Из них более шестьдесят процентов печаталось в странах Европы и Северной Америки, где, по данным статистики, проживает менее четверти населения планеты.
В шестидесятых - семидесятых годах нашего столетия в капиталистических странах произошла модернизация полиграфического производства, обеспечившая большой рост производственных возможностей.
В печать активно внедрялась электронная, лазерная техника, физико-химические технологии, позволившие существенно рационализировать редакционно-издательский процесс, улучшить поток книжной продукции, каналы книгораспространения.
Издательские фирмы развитых стран расходуют немалые деньги на внедрение новых достижений науки и техники в книгопроизводство, что обеспечивает повышенный динамизм, более высокую конкурентоспособность и командное положение в отрасли.
Уровень капиталовложений в полиграфию США за последние десять - пятнадцать лет вырос более чем в два раза. Почти в три раза увеличилось производство полиграфического оборудования в США, Великобритании, Германии. В процессе модернизации производства большие возможности даёт компьютер.
Внедрение компьютерной техники ведёт к созданию единых автоматизированных систем управления книгопроизводством. Сфера "компьютерного обслуживания" книгоиздательского дела берёт на себя функции хранения в электронной памяти программ полиграфического изготовления книги взамен матриц и стереотипов и передачи этих программ по заказам издателей.
В современных условиях повышается уровень концентрации книгопроизводства. В Германии четверть издательских предприятий поставляет на книжный рынок страны подавляющее большинство изданий.
Во Франции издательская фирма "Ашетт" продаёт через сеть не менее шестидесяти процентов книжной продукции страны.
Монополизации рынка приводит к тому, что издательские предприятия скупаются финансовыми магнатами или гигантами средств массовой информации. Монополизация и модернизация в сфере издательского производства не в силах, однако, остановить опережающий рост цен на книгу.
За десять лет, до тысяча девятьсот семьдесят четвёртого года, средняя цена книги объёмом в два листа в США выросла на сто процентов. Эта динамика сохранялась каждое последующее десятилетие.
По данным социологов, на тысяча девятьсот восемьдесят первый год в США книги покупали только одиннадцать процентов взрослого населения. Для сравнения, скажем, в Нидерландах, где тридцать процентов взрослых признали, что книг они не читают, в среднем книга чуть ли не вдвое дешевле американской.
Особый успех, начиная с середины двадцатого века, пришёлся на книги в мягких обложках - пейпербеки.
На их долю приходится более тридцати процентов оборота на рынке промышленно развитых стран. Долгое время они считались наиболее перспективным видом изданий.
Успех объясняется тем, что массовый потребитель предпочитает покупать пейпербеки потому, что они в среднем в полтора раза дешевле книг в переплётах, а также потому, что их издают сериями или выпусками привычного стандарта.
Шумная реклама настойчиво внушает, что именно в этих сериях покупатель найдёт произведения более качественнее, самыми занимательными и модными. Иногда их называют выразительно "грошенбуки" - грошовые книги.
Значительную роль играют всевозможные адаптированные издания, приспособленные к образу жизни делового человека. Завоевали успех на рынке издания, рассчитанные на потребление не путём чтения, а путём просмотра. Это, например, так называемые дайджесты - книги-сокращения. Так, "Анна Каренина" может быть сокращена до восьми страниц текста, а "Крошка Доррит" Диккенса изложена на шести страницах. Или это комиксы - книжки-картинки, текст которых ограничивается подписями под красочными картинками.
Наконец, уже упоминавшиеся покетбуки, где всё настолько подчинено принципу стандартности, что даже объём произведения классика может быть "подогнан" под серию. Автору, который творит произведение по заказу, объём задаётся заранее, если он печатается в покетбуке.
Здесь не лишено значения то обстоятельство, что современному книгоиздателю приходится выдерживать жестокую конкуренцию с новейшими средствами мульти-медиа, где всё подчинено стандарту формы (дискеты, кассеты).
Книжная продукция вынуждена следовать этим же путём. Бестселлер в переводе означает "наиболее продающийся", то есть лидирующий по количеству продаж. Бестселлеры существовали всегда. В истории книги, несомненно, бестселлером является Библия, или, скажем, бессмертный роман Сервантеса "Дон Кихот".
Но истинный век бестселлера наступил в эпоху многомиллионных тиражей, когда за успех книги стал бороться сам издатель. К такой книге предъявляется основное рыночное требование: она должна поразить читателя.
Первым бестселлером нашего времени называют известный роман Эриха Мария Ремарка "На западном фронте без перемен", вышедший в тысяча девятьсот двадцать девятом году. Роман потряс читателей правдой о войне. Он выдержал подряд сто восемьдесят изданий и переводов.
Первый роман французской писательницы Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть" (тысяча девятьсот сорок седьмой) был преподнесён издателями и разрекламирован как необычайная книга, написанная совсем юной девушкой и "обречённая на успех".
Одним из выдающихся бестселлеров американской литературы стал роман Маргарет Митчел "Унесённые ветром". Не надо, однако, полагать, что бестселлер - это обязательно сенсационная, призванная оглушить простодушного читателя книга.
Среди современных бестселлеров мы найдём и выдающиеся произведения литературы и науки. Вместе с тем названия некоторых бестселлеров могут быть и такими: "Как я сделал два миллиона на фондовой бирже" (четыре миллиона экземпляра), "Раскаяния блондинки"(два споловинной миллиона экземпляра), "Убийство в сумерках" (один миллион восемьсот тысяч экземпляра).
Американский журнал пишет: "Каков рецепт бестселлера? Это либо стандартная посредственность, либо обман и иллюзия…" Крупнейшим по оборотам издательством США считается "Мак-Гроу-Хилл", основанное семьей учителей в тысяча девятьсот девятом году. Оно является наиболее мощным из газетно-журнальных и книгоиздательских концернов.
В ассортименте фирмы книжная продукция занимает не более сорока процентов, остальное - разные товары, включая видеотехнику.
Малотиражных изданий это издательство избегает, его сфера - массовые "стотысячники", то есть напечатанные сто тысячным тиражом.
Американские издатели давно пришли к выводу, что невыгодно ввозить напечатанные книги, гораздо эффективнее вывозить капитал.
В этом отношении "Мак–Гроу–Хилл" типично. Являясь почти единственным поставщиком англоязычной книжной продукции в разные страны - от Канады до Австралии и Японии, оно построило в этих государствах свои филиалы, а некоторые национальные издательства превратило в свои отделения.
Пользуясь близостью рынков сбыта (издание и распространение на одной и той же территории), дешевизной сырья и рабочий силы, оно получает хорошую прибыль.
Годовой оборот "Мак–Гроу–Хилл"по приблизительным оценкам превышает полмиллиарда долларов; оно имеет двадцать шесть дочерних фирм и тридцати контор на всех континентах.
Другим выдающимся издательством считается "Тролиер", основанное в тысяча восемьсот девяносто пятом году. Оно не имеет собственных полиграфических предприятий, но обладает контрольным пакетом акций двадцать четыре крупнейших издательства США и Канады, реализуя через их сеть свои издания.
Наиболее известны справочники этой фирмы. Среди них - "Американа", самая популярная из энциклопедий Нового света. Сокрушительное поражение милитаристского режима, господствовавшего долгое время в Германии, освободило крупные средства на строительство демократической культуры.
После второй мировой войны в Германии образовалось два государства: капиталистическое (ФРГ) и социалистическое (ГДР).
Соответственно образовалось и две, почти не контактировавшие издательские системы. Даже традиционные издательства разделились. Например, "Брокгауз" в Лейпциге и Висбадане, "Филипп Реклам" в Лейпциге и Штуттгарте.
Исторический спор, как известно, был решён в тысяча девятьсот девяносто первом году в пользу капиталистического уклада.
Германия объединилась на базе ФРГ. Объединились и ранее разделённые издательства. Вновь существует единый "Биржевой союз немецкой книжной торговли", издаётся один "Биржевой листок".
Германия ныне является одной из первых в мире стран по количеству экземпляров книг, выпускающихся на душу населения (пять споловиной экземпляра в тысяча девятьсот девяносто третьем году). Выпуском книг занимается более двух тысяч учреждений, фирм, частных лиц, в том числе как существующих ещё с прошлого столетия, так и возникших только в период нового экономического и культурного подъёма в семидесятые годы.
Командную роль играют три издательско-полиграфических концерна: "Бертельсманн", "Аксель Шпрингер" и "Гольцбринк", которые образовались после тысяча девятьсот сорок пятого года. Они проводили активную монополистическую и экспортную политику. Все другие издательства, традиционные и послевоенные, так или иначе, группируются вокруг них.
В первую пятёрку мировых держав по числу книжных изданий ныне входит Япония. Несмотря на иероглифическую систему письменности, эта страна имеет стопроцентную грамотность населения.
Для интеллигенции этой страны характерно также свободное чтение на иностранных языках, в первую очередь на английском, что делает ещё более ощутимым тяготение японцев к книге.
В Японии свыше Четырёх тысяч издательств, выпускающих около Тридцати тысяч названий книг. Крупнейшим из них является "Кодан Ся", основанное в тысяча девятьсот девятом году. Оно выпускает массовую художественную литературу, научно-популярную, справочную книгу, главным образом в сериях.
Издательство "Иванами Сетен" было основано в тысяча девятьсот четырнадцатом оду, оно издаёт книги научного и научно-популярного характера. Здесь выходит более Две тысячи пятьсот названий в год.
"Хейбонся" (основано в тысяча девятьсот четырнадцатом году) - одна из крупнейших в стране фирм, специализирующая на выпуске энциклопедий и словарных изданий. Издательство "Ямада" (основано в тысяча девятьсот девятнадцатом году) выпускает универсальную литературу для учащихся и юношества, имеет свою книготорговую сеть (более двухсот магазинов) в главных университетских городах страны.
Однако большинство издательств, выпускающих иероглифическую книгу, не очень крупные, узкоспециализированные предприятия с собственной сетью книгораспространения.
Для общего ассортимента книжного рынка Японии характерной чертой надо считать систематичность выпуска книг. Серийность развита здесь более, чем в других странах мира.
Выпускаются такие серии, как "Собрание древних японских документов", насчитывавшее сотни томов и выходящее постоянно свыше Шестьдесят лет. Без изданий этого рода культурная и научная жизнь нации представляется совершенно невероятной.

Написать Администратору

Вы можете написать Администратору сайта.

отправить