ВЫДАЮЩИЕСЯ ЕВРОПЕЙСКИЕ ИЗДАТЕЛИ 19-ГО ВЕКА

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Издатели девятнадцатого века сыграли выдающуюся роль в развитии общей культуры человечества. Они выступают как талантливые организаторы производства книги, часто не имея собственных типографий и книготорговой сети, они развивают чисто рыночные, договорные отношения во всех структурах книжного рынка. Принципиально новое в их деятельности то, что в условиях жёсткой капиталистической конкуренции они опираются на поддержку банков, финансового капитала. В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году парижский банкир Оппенгейм помог книгоиздателю Лакруа (Тысяча восемьсот шестой - Тысяча восемьсот восемьдесят четвёртый) основать новую фирму, скупить на десять лет вперёд у многих знаменитых писателей право издания их трудов, экономически подчинить себе многих конкурентов. Фирмы стремились к некоторой специализации, разделу сфер влияния на книжном рынке. Издатели покупали у государства исключительное право на печатание официальных изданий, поставку учебников, справочников. В эпоху широкого строительства железных дорог владелец небольшой типографии Наполеон Шэ (Тысяча восемьсот седьмой - Тысяча восемьсот шестьдесят пятый) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте. Но не всегда издатели стремились извлечь только прибыли, зачастую ими двигала настоящая любовь к литературе и книге. Многие из них стремились создать красочные и доступные по цене книги, решали просветительские задачи. Старейшая немецкая фирма Котта была основана ещё в Тысяча шестьсот тридцать девятом году небогатым книготорговцем в городе Тюбинге. Её представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (Тысяча семьсот шестьдесят четвёртый – Тысяча восемьсот тридцать второй), получивший титул за участие в освободительной войне и заседаниях Венского конгресса, в молодости дружил с Шиллером и Гёте. Термин "Буря и натиск", обозначавший литературное течение, был обязан ему своим появлением. "Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нём историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом".
Фридрих Брокгауз (Тысяча семьсот семьдесят второй - Тысяча восемьсот двадцать третий), бывший офицер освободительной армии, вернувшись после войны, приступил к изданию справочной и энциклопедической литературы. Его знаменитое издание - энциклопедический словарь "Конверсационс Лексикон" (первое издание - Тысяча восемьсот восьмые - Тысяча восемьсот одиннадцатые годы, с пятнадцатого издания - "Большой Брокгауз" в городе Лейпциге) - стал образцом изданий подобного рода. Брокгауз и его наследники не скрывали, что они рассчитывают на солидного "буржуазного" покупателя. Их издание было отлично оформлено, добросовестно подготовлено в научном и редакционном отношении. Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, для него всё одинаково должно быть предельно описано и объяснено. Этим он и прославился у миллионов читателей.
Филипп Реклам (тысяча восемьсот седьмой - тысяча восемьсот девяносто шестой), напротив, рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодёжи, грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешёвая серия "Всеобщая библиотека", где были представлены все важнейшие имена в немецкой и мировой литературе. С тысяча восемьсот шестьдесят седьмого до тысяча восемьсот девяносто девятого года. в этой серии было выпущено свыше четыре тысячи наименований.
Эрнест Зееманн (тысяча восемьсот двадцать девятый - тысяча девятьсот четвёртый) основал первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции - репродукций картин, открыток, альбомов по искусству.
Во Франции до сих пор наиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в тысяча восемьсот двадцать шестом году Луи Ашетт (Тысяча восемьсотый - Тысяча восемьсот шестьдесят четвёртый), сын небогатого виноторговца. Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческую хватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тиражи всегда были особенностью этого издательства. Фирма, например, в одном из рекламных каталогов отмечала, что за три года ею распродано один миллион семьсот тысяч экземпляров книги "Примерные девочки", для юных читателей, и полтора миллиона "Похождений сорванца".
Пьер - Жюль Этцель (Тысяча восемьсот четырнадцатый - Тысяча восемьсот восемьдесят шестой), детский писатель, участник восстания Тысяча восемьсот пятьдесят первого года, вернувшись из эмиграции, основал издательство детской и учебной книги, отличавшееся качеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг.
Кальман Леви (тысяча восемьсот девятнадцатый - тысяча восемьсот девяносто первый), выходец из Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Его предприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческой литературы.
Пьер Ларусс (тысяча восемьсот семнадцатый - тысяча восемьсот семьдесят пятый), составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпуска просветительной литературы, основал собственное издательство. В годы промышленного и культурного подъёма его издания, особенно энциклопедические, имели исключительный успех. В руках наследников фирма "Ларусс" превратилась в крупнейший издательский центр Европы.
Самое старое издательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство "Макмиллан" было основано в тысяча восемьсот сорок третьем году в Лондоне, затем оно было переведено в США. В результате слияния с канадской фирмой "Кроуэлл-Колльер" и поглощения ещё двадцать восемь издающих книги предприятий оно стало межнациональной монополией по производству печатной продукции. Все входящие в концерн издательства действуют независимо, хотя эта независимость носит формальный характер. В Соединённых Штатах Америки насчитывается более две тысячи издающих книги фирм, сообществ и просто частных лиц. Имеются сравнительно большие предприятия. Старейшим в этой стране считается издательство "Липпинкотт", выпустившее первую книгу в тысяча семьсот девяносто втором году и издающее теперь самые разные, не связанные определённой тематикой книги. Напечататься в этом издательстве считается престижным. В развитии книгоиздания в Соединённых Штатах в девятнадцатом веке решающую роль сыграл бурный экономический и социальный подъём этой крупнейшей из демократических стран мира. Если в тысяча восемьсот двадцать третьем году там было напечатано только сто двадцать книг то к концу века их число выросло более, чем в сорок раз! Известную роль сыграла и определённая монолитность общества: отсутствие феодальных пережитков, единая религия и язык, развитая степень благотворительности, общественного образования, полная свобода частной инициативы. Торговля книгами велась через книжные лавки, которые в начале века сохраняли ещё архаичный облик: тесные, тёмные помещения, стеллажи до потолка. На парижском жаргоне продавцы книжных лавок получили прозвище "обезьян", поскольку им приходилось всё время лазить по стремянкам в поиске книг. Не было классификации, библиографического обслуживания. Книги размещались под средневековыми названиями отделов: "литургии" - богослужебные издания; "эфемериды" - брошюры, альманахи; "академии" - научные, учебные издания; "лексиконы" - словари. Только в конце девятнадцатого века делаются первые попытки научно разработанной десятичной классификации (Дьюи, тысяча восемьсот семьдесят шестой год). Постепенно, однако, магазины занимали более просторные помещения, витрины роскошно оформлялись (плюш, бархат, золотые кисти и прочее были в духе того времени). В одном помещении часто соединялись оптовая контора, кабинет-выставка книг, торговый зал и книжный магазин в современном понимании. Капиталисты-книготорговцы объединялись для защиты своих интересов, для раздела сфер влияния. Основная цель подобных объединений - противостояние жёсткой конкуренции, расширение рынков сбыта и привлечение новых категорий потребителей, защита профессиональных интересов. Первое объединение книготорговцев возникло в Германии. В тысяча восемьсот двадцать пятом году образовался Биржевой союз немецких книготорговцев. Он руководил проведением ярмарок и книжных лотерей, издавал каталоги и рекламные листки. С тысяча восемьсот тридцать четвёртого года стала выпускаться газета "Биржевой листок", выходящая и поныне. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году в Берлине приказчик Гропиус основал "Общество взаимопомощи нуждающихся книготорговцев и их служащих". Активизация методов торговли книгами осуществлялась через систему становления дилерской сети распространения книг. Оптовики выступали посредниками между мелкорозничной сетью и крупными издателями. Дальнейшее развитие получили аукционы книг, ярмарки (в Лейпциге, Германия; в Бокере, Франция; в Чикаго, США), лотереи, система разъездных агентов. Коммивояжеры-розничники добывали адреса библиофилов, интеллигентных и состоятельных людей, посещали их, убеждали купить книги в рассрочку. Французский журнал так описывал разъездного агента: "Хороший торгаш, он умеет докучать. Если кого?нибудь убедит подписаться, он всем ссылается на его пример. Десять раз он возвращается с предложением о подписке и, наконец, добивается своего". Одно время пользовались успехом "кабинеты для чтения" при книжных магазинах, начало которым положил в тысяча восемьсот сорок втором году английский издатель Мьюди. За небольшую плату небогатый потребитель мог познакомится там с любой книгой. Однако с появлением многотиражных покетбуков кабинеты для чтения становятся невыгодными и исчезают. С середины девятнадцатого века развивается розничная торговля по почте. В тысяча восемьсот восемьдесят первом году во Франции, а затем и в других странах вводятся пониженные почтовые тарифы на пересылку книг. Продажа книг по почте сопровождалась активной рекламой. Вот образец одной из рекламных афиш: "Если вам не понравится эта книга, верните её, а если хотите оставить для своей библиотеки - вышлите деньги".

Написать Администратору

Вы можете написать Администратору сайта.

отправить